Правила

— Профессиональное общение заинтересованных людей
— Читать могут все
— Вступление свободное

Администрация

Манассия Макольский 30 июня 2009 в 21:10 в сообществе Инвестиции в искусство


Сегодня, наряду с сугубо материальными отраслями, пригодными для инвестиций, существует и развивается, подгоняя себя под инвестиционные стандарты и правила отрасль, которую в целом можно назвать "Искусство", включающая в себя "производство" как нематериальных культурных ценностей, так и материальных, начиная от музыкальных и литературных сочинений и заканчивая изобразительным искусством, изделиями из камня и др. вещественных материалов, а также материальным тиражированием нематериальных ценностей.

Инвестиции в искусство здесь уже в паре статей рассматривали с двух позиций - инвестиций в финансовые инструменты и инвестиций в бизнес-процессы, производящие предметы или другие произведения искусства.

Как считаете Вы, господа эксперты, привлекательно ли и перспективно ли такое направление инвестиций, как инвестиции в искусство и в каких его проявлениях Вы видите его реальное воплощение?

Я намеренно часто употребляю термин "инвестиции в искусство", чтобы в рамках обсуждения здесь создать твердое понятийное основание обсуждаемому предмету. 

Прошу Вас высказываться по теме. 


Комментарии

Манассия Макольский 2 июля 2009 22:46
 

Вот, Ведущий специалист Арт-банкинга Газпромбанка Егор Борисович Молчанов проводит семинары по темам:


Семинар № 1. Искусство как объект инвестиций. Принципы и особенности инвестирования в искусство

Программа семинара № 1. Искусство как объект инвестиций. Принципы и особенности инвестирования в искусство

1. Почему выгодно инвестировать в искусство.

1.1. Структура арт-рынка.

1.2. Арт-рынок в финансовых терминах.

1.3. Капитализация арт-рынка.

1.4. Статистика доходности мирового фондового рынка и арт-рынка.

1.5. Корреляция арт-рынка с другими финансовыми рынками.

1.6. Ликвидность арт-рынка.

1.7. Особенности ценообразования.

2. Стратегия инвестирования в произведения искусства.

2.1. Выбор временного горизонта инвестирования.

2.2. Определение суммы инвестиций.

2.3. Определение цели инвестирования.

2.3.1. Пассивная стратегия: сохранение денег.

2.3.2. Активная стратегия: получение прибыли в 10–20 % годовых.

2.3.3. Спекулятивная стратегия: получение прибыли более 25 % годовых.

2.4. Выбор сегмента арт-рынка.

2.5. Особенности покупки-продажи произведений искусства.

2.5.1. Где правильно приобретать произведения искусства для инвестиций.

2.5.2. Оценка стоимости работы.

2.5.3. Атрибуция (установление автора произведения, места и времени его создания).

2.5.4. Доставка и хранение работы.

2.5.5. Принципы и особенности страхования произведений искусства.

2.6. Методы повышения стоимости произведений искусства.

2.7. Как успешно инвестировать в искусство $10 000, $100 000, $1 000 000?

3. Инвестиционные арт-фонды. Особенности их работы.

4. Инвестиционные перспективы развития арт-рынка.



Семинар № 2. Покупка и продажа произведений искусства на аукционах

Программа семинара № 2. Покупка и продажа произведений искусства на аукционах

1. Достоинства и недостатки покупки произведений искусства на аукционах.

2. Обзор ведущих аукционных домов по направлениям искусства: где целесообразно и выгодно покупать произведения старых мастеров, современное искусство, декоративно-прикладное искусство и т. д.

3. Как совершать покупки на русских и международных аукционах.

3.1. Формы участия в торгах.

3.2. Как зарегистрироваться для участия в торгах.

3.3. Как торговаться на аукционе: нюансы и хитрости.

3.4. Как оплатить покупку: что оплачивается, виды оплаты, Buyer’s Premium — комиссионное вознаграждение аукционного дома, способы его формирования в разных аукционных домах.

3.5. Транспортировка приобретенных на аукционах произведений искусства: выбор транспортных компаний, правила перемещения художественных ценностей через границу, сопроводительные документы.

3.6. Возврат приобретенных на аукционах произведений искусства.

4. Как продавать произведения искусства на русских и международных аукционах.

4.1 Достоинства и недостатки продажи произведений искусства на аукционах.

4.2. Экспертиза и оценка продаваемых художественных произведений.

4.3. Документы для вывоза художественных ценностей с территории РФ.

4.4. Расчеты с аукционным домом и налогообложение средств, полученных от продажи работы.


Семинар № 3. Продвижение художника на арт-рынке


Программа семинара № 3. Продвижение художника на арт-рынке

1. Исторический обзор становления международного арт-рынка.

2. Критерии успешности художника.

3. Как определить автора с хорошими перспективами на арт-рынке.

4. Методы продвижения художника на арт-рынке.

5. Арт-критика: роль в формировании арт-рынка и влияние на ценообразование.

6. Работа арт-дилеров и консультантов.


Подробности на странице: http://artinvestment.ru/invest/seminars/


Однако...

Отредактировано: 2 июля 2009 22:46
Роберт Андерсен 19 апреля 2010 05:26
 
Здравствуйте,

я художник - www.robertandersen-art.ru
www.andersen artnow.ru

хотел бы предложить взглянуть на мои работы

Роберт

Манассия Макольский 19 апреля 2010 07:18
 
Интересные работы.
Александр Коланьков 3 июля 2009 10:54
 

Все верно. Инвестиции в искусство - довольно большая тема, хотя и весьма специфическая в силу своих рисков. Но специалисты private banking используют этот инструмент вовсю.
Кстати, мне кажется интересно было бы пообсуждать вот какой аспект: а что может сделать автор предмета искусства (или его менеджер) для раскрутки своего произведения, чтобы его заметили, чтобы инвесторы поверили, что через несколько лет стоимость его работ вырастет многократно, чтобы он стал модным? Достаточно ли одного таланта или нужны какие-то дополнительные качества?

Манассия Макольский 4 июля 2009 21:44
-1
 
На мой взгляд, инвестиции в искусство чисто как в финансовый инструмент и есть на самом деле инвестиции в раскрутку. Приобретение даже прежде уже раскрученной вещи не дает само по себе существенного инвестиционного эффекта без вложения усилий в ее дальнейшую раскрутку и популяризацию - в постоянное участие в выставках, предоставление ее для временных экспозиций на достойных площадках и т.д. Сама по себе цена на статичную в экспозиционном отношении вещь не растет, а рост цены начинается с появления и увеличения спроса на нее. Аукционы в некотором роде и провоцируют такой спрос, проводя предаукционные выставки, пиаря предстоящие продажи как в своих каталогах, так и в прессе, возбуждая интерес потенциальных покупателей.   
Раскрутка может состоять в раскрутке как одного, так и группы авторов, отдельного произведения или группы произведений, т.е. по сути коллекции, формирование которой можно сказать уже и отдельное искусство и бизнес в одном флаконе.
Талант безусловно необходим как одно из основных условий, однако пиар, легенда, история не менее необходимые составляющие инвестиционного успеха.
"Сам себе Микеланджело", проводящий свою жизнь в созидании "шедевров" и их последующем созерцании в одиночестве, обречен на безвестность как в своем веке, так и в будущем. И хорошо, если у его потомков хватит сообразительности публично озвучить факт наличия и достоинств такой коллекции, что и станет началом формирования спроса на нее. Ну а если нет, так нет - она так и останется никем, кроме мастера и членов его семьи не оцененной, а по сути безвестной и ничем не полезной никому.  

Манассия Макольский 7 июля 2009 19:44
-1
 
Александр, интересно было бы сюда пригласить автора семинаров - Егора Борисовича Молчанова. Я до него что-то не могу уже несколько дней дозвониться. То ли в отпуске, то ли... нет. А вообще такое впечатление, что из банков один только ГПБ Art-banking`ом занимается. 

Павел Синюкаев 13 июля 2009 15:29
 

Лично мне инвестиции в исскусство интересны с точки зрения доходностей, однако, как показывает практика аукционы часто проводятся в рамках благотворительных акций, т.е. приобретение картины (например) расценивается как положительный шаг, однако ее продажа ради собственно инвестиционной выручки - возврата суммы инвестиций и дохода от инвестиций, расценивается как негативный шаг, признак того что дела идут плохо... чтобы сгладить негативный имиджевый эффект приходится часть выручки тратить публично на благотворительность. таким образом, инвестиции в исскусство расчитаны на сотни лет, т.е. это капитал ваших внуков...

что тем не менее не снижает инвестиционной привлекательности для аукционных домов, ибо торговля предметами искусства - их основной вид деятельности. VIP-ритейл по сути.

Отредактировано: 13 июля 2009 15:31
Манассия Макольский 14 июля 2009 02:59
 

На мой взгляд, благотворительные аукционы подобны фестивалям пива или мороженого, где на продажу выставляется неликвид, а целью являются не продажи предметов искусства, а предлог для сбора денег. С равным успехом на таких аукционах продаются детские рисунки или рисунки политиков.

Инвестиции же в искусство, как в финансовый инструмент, предполагают планирование или даже проектирование доходности, ее, в некотором роде формирование - в этом привлекательность, в отличие от безликих акций или материальных ценностей, где, имея их в активах, инвестор как правило никак не может повлиять на их стоимость, нууу, может кроме исключительных случаев инсайда или пакета, оказывающего существенное влияние на изменение цены. Инвестиции в искусство как в бизнес-процессы, создающие культурные ценности, также по своему привлекательны, поскольку рост цен на вновь создаваемые ценности в существенной мере зависит как от качества предметов, так и от легенды их сопровождения, что неприменимо практически к любому материальному производству. По данным сайта artinvestment.ru сегодня индексы арт рынка находятся в глубокой впадине, что, с учетом их однонаправленной бычьей специфики делает инвестиции в искусство весьма привлекательными  
Манассия Макольский 14 июля 2009 03:03
 

что-то не удается вставить изображения

смотрите графики здесь (линк тоже вставить не получается что-то), в общем смотрите здесь http://artinvestment.ru/indices/artimx/?ffc1=/charts/0_1_0_0_0_0_0_0_0_0&ffc2=/charts/6_1_0_0_0_0_0_0_0_0
Павел Синюкаев 14 июля 2009 13:51
 

по представленному графику утверждать о "однонаправленной бычьей специфике" кмк не обоснованно.

хотя сама по себе идея объединения капитала нескольких инвесторов с целью формирования коллекции (например картин или скульптур), ее раскрутки, и дальнейшей распродажи - может быть привлекательной с точки зрения снижения внутренней конкуренции.

но для подобного проекта нужны совершенно особые связи, которыми я лично не обладаю.

Манассия Макольский 15 июля 2009 11:14
 

как Вы представляете себе медвежью составляющую арт рынка?

Павел Синюкаев 18 августа 2009 14:04
 

реализация полученного наследства, например.
медвежья составляющая, исходя из определения, возникает когда что-то надо обратить в деньги.

Елена Часовских 27 июля 2009 16:22
 

Добрый день.
В рамках обсуждаемой темы "инвестиции в искусство" предлагаю посмотреть/обсудить проект нормативного акта о "фондах художественных ценностей", размещенного  на сайте ФСФР: http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=201642.

Первое, что бросилось в глаза, что паи/акции таких фондов не предполагается ограничивать в обороте. На мой взгляд, инвестиции в искусство для "квалифицированных" специалистов, хотя традиционные требования к "квалифицированным инвесторам" здесь наверное не уместны.

С уважением, Елена.

Инна Колесникова 27 июля 2009 18:15
 

Елена, спасибо за ссылку. Я как-то проморгала, а оказывается официально вводится новая категория фондов - "фонды художественных ценностей".

Согласна с Вами, что требования, закрепленные к КИ тут не совсем подойдут в силу специфики объектов инвестирования...А как Вы считаете, какие требования должны (и должны ли) предъявляться к пайщикам таких фондов?

Вопрос к участникам сообщества. Как Вы в принципе оцениваете перспективы таких фондов? Насколько они действительно интересны сейчас инвесторам?

Манассия Макольский 27 июля 2009 19:56
 

Да, мне тоже бросилось в глаза "фонды художественных ценностей". А реально уже есть такие? Кто-то знает их? 

И еще: Фонд сам относит себя к этой категории или "переводится" в зависимости от структуры активов? Очень интересно было бы пообщаться с реальным представителем такого фонда. Проект Приказа интересный. Ососбенно раздел, касающийся "Перечня расходов..." Аууу, с кем можно обсудить эти вопросы предметно?
Федор Пасынков 28 июля 2009 10:36
 

Да, эта новая категория фондов довольно интересна. Фонд, инвестирующий в искусство, на мой взгляд, должен регулироваться отдельными требованиями (группой требований), а не выкручиваться через, скажем, фонд товарного рынка.
Касаемо активов у меня возник ряд вопросов.
1) В состав фонда могут быть инвестированы старинные монеты, ордена и т.д. А на основании чего будет определятся "старинность" тех же монет? Чеканка до 1917 года? или до 1991? Но древность монет еще не означает их высокой ценности. Те же так называемые "чешуйки" времен Алексея Михайловича не стоят вообще ничего, а, скажем, стоимость золотых червонцев первых лет советской власти - "сеятелей" доходит до миллиона рублей и выше. А отдельные монеты начала 90-х годов XX века стоят около 10 000 долларов.
2) Художественная ценность должна обязательно являться движимым имуществом. А что мешает инвестировать в памятники архитектуры с целью их реставрации и дальнейшей продажи? Сейчас ведь ведутся разговоры о передаче старинных постороек в частные руки с сохранением их исторического облика, мне кажется, что задействование здесь институтов рынка РКИ будет очень полезным.

Елена Часовских 28 июля 2009 11:28
 

Добрый день, Федор.

Соглашусь с Вами, по активам есть вопросы, требующие определенного уточнения. Например, "почтовые марки, иные филателистические материалы"? как определить их художественную ценность? так можно  и в ближашем почтовом отелении марки  набрать...

Кроме того, мне кажется, что должны быть установлены требования к специалистам, проводящим технико-технологические экспертизы. Поскольку "указание лиц, проводивших экспертизу, их образования, опыта работы, использованных методик при проведении экспертизы" мне кажется недостаточно. Ведь фомально можно написать любого человека с "техническим, экономическим и др. образованием и опытом работы", поскольку критериев образования и опыта  нет.

Также стоит подумать об оценке имущества. Может ли обычный оценщик дать обснованное заключение? Или все таки это должен быть специалист определенной категории с какими-то конкретными требованиями? Ведь прницип работы оценщика - поиск предложений по  равноценным  объектам, а для "художественных ценностей" подобрать равноценный объект весьма сложно.

Также вопрос по хранению имущества:  каким образом будет осущетсвляться хранение? спец. депозитарием?

С уважением, Елена.

Отредактировано: 28 июля 2009 11:36
Федор Пасынков 28 июля 2009 12:43
 

Да, вопрос по хранению тоже интересный. К примеру хранение картины требует специально оборудованного помещения с поддержанием определенной температуры и влажности, хранение монет требует наличия специальных ячеек из пластика без содержания ПВХ, если монеты чеканились из драгоценных металлов и ранее XVIII века, то их лучше всего хранить в холдерах из ценных пород дерева и т.д.
Короче говоря, хранение предметов искусства удовольствие дорогое. За чей счет весь этот банкет? (с) Из чьего кармана будет производиться оплата? По проекту изменений в 08-7/пз-н эти расходы будут отнесены к расходам ПИФ, но в этом случае не слишком ли высоки будут издержки на содержание имущества и не слишком ли высоки будут риски инвестироания?

Манассия Макольский 30 декабря 2009 15:09
 
Принятый Приказ о «фондах художественных ценностей» находится по адресу: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=94564
Елена Часовских 28 июля 2009 10:16
 

Добрый день.

Официально категория пока не вводится - только проект.  Реально, на мой взгляд, фондов таких на сегодня нет в силу отсутствия их нормативного регулирования. Перевести в фонд "художественных ценностей" существующий фонд теоретически можно, но в силу специфики активов мало вероятно. Скорее после нормативного закрепления будут (если будут?) создаваться новые фонды.

По проекту фонд не планируется в качестве фонда для квалифицированных инвесторов. Но  в качестве ограничения на участие в фонде вводится требование о минимальной стоимости имущества на которое выдается один инвестиционный пай при формировании фонда -  500000 руб. Мне кажется это как раз попытка ФСФР заменить "квалифицированного инвестора" (требования к которому в данном случае не подходят) на "финансово - состоятельного инвестора".  Ограничить инвестирование в такие фонды, на мой взгляд надо в силу, как мне кажется, высоких рисков, и "неликвидности" активов в обычном понимании. Но как определить потенциального инвестора пока нет никаких идей.

Почему встал вопрос о "квалифицированном фонде"... Мне кажется, что для  фонда "художественных ценностей" необходимы те опции, которые дает фонд для квалифицированных инвесторов. В-первую очередь возможность сформировать инвестиционный комитет  и отнести к его компетенции вопросы о распоряжении активами фонда.

Кроме того, мне кажется, для такого фонда необходимо прописывать иные сроки погашения паев (что не учтено в проекте).   Поскольку в соответствии с действующими н.а. в случае досрочного погашения паев выплата компенсации производится в течнии месяца с окончания срока приема заявок на погашение. В случае недостаточности денежных средств управляющая компания должна  реализовать входящее в фонд имущество. Учитывая опять  же специфику объектов реализовать имущество в такой срок весьма сложно. УК может использовать собственные денежные средства (что не желательно с учетом планируемого повышения требований к собственным средствам УК и нового порядка расчетов) или взять кредит для выплаты компенсации при погашении паев, но срок кредита ограничен 6 мес. и суммой в  20% от СЧА. Таким образом, мне кажется можно создать условия для вывода активов по весьма заниженным ценам, чем будут нарушены права оставшихся владельцев паев.

Но больше всего интересен вопрос, насколько актуален данный проект? Кому это интересно и интересно ли?

С уважением, Елена.

Федор Пасынков 28 июля 2009 10:45
 

Елена, наличие инвесткомитета в таком фонде мне кажется очень правильным, поскольку объекты, входящие в состав фонда весьма специфичны. Более того, я думаю, что в инвесткомитет должен будет входить хотя бы один искусствовед (это, конечно, не обязаловка, но для нормального функционирования фонда это, на мой взгляд, необходимо).
И с иными сроками погашения паев тоже полностью с Вами соглашусь. Активы имеют очень, я бы сказал, сверхнизкую ликвидность и на их реализацию, особенно в кризис, потребуется может быть даже и не один год.
Еще непонятно, почему в фонде предполагается такая узкая линейка активов: деньги и ценности. На мой взгляд, было бы логично разрешить инвестирование еще и в ценные бумаги, разумеется с определенными ограничениями, оставив приоритет предметам искусства. Такая мера существенно бы ограничила риски ликвидности активов.

Отредактировано: 28 июля 2009 11:37
Манассия Макольский 28 июля 2009 23:39
 

Что касается инвесткомитета, на мой взгляд, предложение правильное - курс должны определять специалисты. Но состав такого комитета все-таки наверное прерогатива самого фонда, а не регулятора.


Что касается оценки, то я уже поднимал эту тему в соседней записи - http://www.investor.ru/community/content?community_id=21&view=item&item_id=438. Здесь необходимо искать общие для многих критерии, а вопрос принуждения к тем или иным методам оценки - вот это, на мой взгляд, прерогатива регулятора, чтобы исключить экспертный произвол в оценках.
Что касается актуальности проекта и всего этого направления в принципе, то реально хотелось бы обсудить некторые вопросы с заинтересованными профессионалами инвест.рынка вживую. А обсудить есть что - от паспортизации предметов искусства до их реального или залогового оборота.
Павел Синюкаев 18 августа 2009 14:10
 

там новые фонды будут относиться к закрытым фондам, у которых не предусмотрено погашение паев до завершения работы фонда, т.о. вопрос с выплатой возмещения при погашении паев — это целиком вопрос профессионализма конкретного управляющего.

Елена Часовских 18 августа 2009 14:50
1
 

Добрый день, Павел.

П.13 ст.18 156-ФЗ «В случае принятия решения об утверждении изменений и дополнений в правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом или решения о передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании владельцы инвестиционных паев, голосовавшие против принятия соответствующего решения, приобретают право требовать погашения инвестиционных паев.» Общее собрание может проводиться как по инициативе УК, так и по инициативе самих пайщиков. Случаи досрочного погашения инвест. паев в ЗПИФ не редкое явление, и действующие сроки выплаты компенсации при погашении паев (как досрочном, так и при прекращении фонда) для ЗПИФ художественных ценностей требуют корректировки в силу специфики активов.

С уважением, Елена.

Светлана Счастливая 3 августа 2009 17:03
 

Коллеги! Меня интересуют инвестиции в шоу-бизнес в США. Есть профи? откликнитесь.