Журналист
36 лет, Москва, Россия
 
Новичок
19 января 2012 в 16:04 в рубрике Без рубрики
Улюкаев отметил, что рост сбережений в 2009–2010 годах сменился потребительским бумом в 2011 году, во многом связанном с высокими темпами роста розничного кредитования (за 30% в номинальном значении).
-----------------
Он один такой?

Комментарии

Инна Инна 19 января 16:16
 
вот интересно, а что понимает дорогой тов. Улюкаев под потребительским бумом?
тут полезла в данные ЦБ cbr.ru
Угу, объемы кредитов физикам выросли, это верно.. чуть меньше, чем в два раза… пугает только концентрация этих кредитов в квазигосударственных банках. И опять же активизировались рассылки смс сообщений «Ваш кредит утвержден», «Вам разрешен овердрафт по пластиковой карте». Пугает вопрос с кредитными рисками…
Интересно, а тов. Улюкаев не увидел случайно снижения кред.рисков?
Я вообще люблю Улюкаева, он много мне интересного про банки рассказывает и про инфляцию тоже…))))
Константин Угодников 19 января 16:20
 
Инна, есть вот такое исследование.
-----------------

Расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2011 выросли по сравнению с декабрем 2010 всего на 6,5%. Это самый низкий показатель роста за последние три года, даже по сравнению с кризисным 2008 годом. А учет показателя инфляции (8%) совсем сводит этот рост к нулю.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств, в реальном выражении никакого роста потребительских расходов в декабре 2011 по сравнению с декабрем 2010 не произошло. По сравнению с ноябрем расходы выросли на 14%. И это тоже меньше роста в предыдущие годы.

Таким образом, существенное замедление темпов номинального роста повседневных потребительских расходов россиян, впервые отмеченное по итогам сентября, продолжает подтверждаться.

Эксперты Ромир отмечают три возможные причины снижения темпов роста потребительских расходов. Во-первых, это замедление темпов роста потребительских цен до 6,5% по официальным оценкам и до 8–9% по альтернативным экспертным оценкам. Снижение темпов инфляции привело к снижению скорости роста расходов потребителей.


Александр Баранов 19 января 19:12
 

Костя, снижение темпов инфляции, вообще говоря, не является причиной к снижению скорости роста расходов потребителей.

Я тебе подкину гипотезу, а ты подумай о ней.

В России в 2010–2011 гг. наметился новый тренд — усиление закредитованности населения. Рост обслуживания процентов по взятым кредитам превосходит рост доходов населения — в итоге имеем, что в условиях роста стоимости услуг ЖКХ население вынуждено сокращать стоимость потребительской корзины в части питания (т.е. идет замена товаров на более дешевые или снамечается замедление роста потребления в денежном эквиваленте).

Инна Инна 19 января 16:24
1
 
это Костя одна из причин почему вырос объем потреб.кредитов. У людей нет денег.... они даже жрать перестали хотеть.. НО! заметь потребы берут. Я называю это «на бутылку до зарплаты»)))) они эти деньги не на жратье используют, а на телефоны-холодильники
Александр Баранов 19 января 19:13
 

Инна, верно — люди кинулись в потребкредиты, автокредиты, ипотеку и прочее и прочее…

После тяжелого 2008 года и нелегкого 2009 года люди не убавили своих аппетитов в потреблении и проели подушку сбережений… А сейчас многие не умеют контролировать своих расходов в сопоставлении с доходами…

Отредактировано: 19 января 19:19
Константин Угодников 19 января 16:27
 
Инна. А теперь самое интересное. Ответ на вопрос Саши Баранова, куда делись дешевые деньги.
-------------------

«У нас сейчас статистически неплохо выглядящая картина с точки зрения основной цели — контроля инфляции. Но впереди нам предстоит очень сложная полоса для того, чтобы в эту цель уложиться», — считает Улюкаев.

Необходимо по-прежнему контролировать динамику денежной массы, добавил он. В 2011 году динамика этого показателя снизилась до 21–22% роста с 30%-ного роста в год.


Александр Баранов 19 января 19:23
 

Костя, прямой связи между нехваткой денежной ликвидности и ростом закредитованности населения нет (есть еще спрос на деньги на рефианснирвоание долга банков и корпоратов).

Государство действительно зажало ликвидность, думая этим саммым монетарными методами снизить потребительскую инфляцию.

Костя, если ты хочешь кушать, то агрегат М2 не влияет на твой аппетит.
Но если у тебя нет денег в кошельке, то ты можешь попробовать взять потребительский кредит… но завтра тебе придется платить%% и если рост стоимости обслуживания кредитов превышает твои доходы, то твои расходы на продукты вынуждены будут снижаться.

Отредактировано: 19 января 19:28
Константин Угодников 20 января 12:39
 
Саша, это мне известно. Про прямую связь я и не говорил. Я вообще, как ты знаешь, не поклонник прямолинейных моделей в анализе денежно-кредитной политики. Вопрос в другом. Что заставляет сегодня даже руководителей ЦБ врать о наличии некоего потребительского бума в России?
Александр Баранов 20 января 17:06
 

Костя, потребительский бум не по средствам :))) за счет проедания накоплений и залезания в потребкредиты…

Похмелье будет очень тяжким

Константин Угодников 20 января 17:13
 
Вот интересно, как считается уровень перекредитования на потребительском рынке? Какой должна быть доля выплат по процентам от среднедушевого дохода? Есть такая цифра. На покупку продуктов питания россияне сегодня тратят 76 процентов своих доходов. 24 процента — на все остальное.
Отредактировано: 20 января 17:15
Александр Баранов 20 января 17:26
 

Костя, если говорить грубо, то когда на продукты тратят 76%, это означает, что приплыли… при таком структуре расходов выплаты%% по потребкредитам, автокредитам и ипотеке осуществляются за счет доходов будущего периода :))) (шутка)

Если говорить по существу, то не все так просто. Слишком большой разброс в доходах позволяет одним без проблем обсуживать выплату долга и%% по кредитам на сумму 70% от доходов, а другим при 30% быть за чертой бедности (не хватает на хлеб, молоко, колбасу, картофель и квартплату).

Константин Угодников 20 января 18:34
 
Ромир показывает именно такую структуру потребления. Правда, если предположить, что процентные выплаты учитываются во второй части (прочих расходах), то получается, что до закредитования нам еще далеко.
Александр Баранов 20 января 18:39
 

Костя, понятие «закредитованность» весьма специфическое… Это не средняя температура в больнице…

Во-первых, нужно определить долю населения, которая выплачивает проценты по кредитам и долгам (5% населения и 50% это две большие разницы и социальные риски качественно разные).

Во-вторых, среди этой доли изучить долю тех, у кого на питание и коммунальные услуги уходит 80% доходов. Именно эта категория людей наиболее чувствительная к выплатам долга. Те, у которых на питание и квартплату уходит 20% доходов, могут иметь совсем иной уровень левериджа, чем первая группа.

Отредактировано: 20 января 18:42
Константин Угодников 20 января 18:43
 
Согласен. Я просто предлагаю построить такую математическую модель, которая помогала бы прогнозировать уровень спроса в зависимости не только от инфляции, но и банковского кредитования. Чтобы можно было затем понять, как это влияет на общую ситуацию в экономике.
Александр Баранов 20 января 18:52
 

Костя, увы, не получится отнести конкретные доходы конкретного человека к его кредитам — не получишь этого в Росстате и ЦБ — получишь величину выданных кредитов… но не будешь знать кто их взял (насколько должник платежеспособен)

Есть возможность лишь косвенных оценок… т.е. узнаешь число людей взявших кредиты (на уровне опросных групп), узнаешь (структуру потребления у этих людей). Все… другое не работает… Такой подход, позволяет прогнозировать долю критически закредитованных граждан.

Отредактировано: 20 января 18:54
Александр Баранов 20 января 18:46
 

Костя, сюр в том, что еще 10 лет назад в Европе и США людям, у которых на питание уходит 75% доходов, вообще бы никто кредитов не дал бы (в России так же было до 2005 г.).

В 2010–2011 гг. в России кредиты стали давать практически всем (практически без учета возможности должников платить долг… а в условиях когда можно взять кредит сразу в нескольких банках — это крезец), даже в 2007 г. такого бума потребкредитования не было. И вот это уже опасно с точки зрения социальных катаклизмов — есть предпосылка к невозможности платить долги…(чем больше доля преддефлотного населения тем ближе к социальному взрыву).

Отредактировано: 20 января 18:56
Константин Угодников 20 января 18:55
 
Потребительское кредитование в прошлом году выросло на 36 процентов. Это официальные данные ЦБ. вчера их огласил Симановский. При этом сообщил, что ЦБ беспокоит такой рост.
Я же соглашусь с тобой в другом. такие мягкие условия кредитования, которые существуют в российских банках при выдаче потребительских ссуд, говорят о том, что спрос на самом деле снижается. Теперь обрати внимание на цифру. В декабре прошлого года по отношению к декабрю 2010 потребительские расходы выросли на 6,5 процента. А инфляция, по официальным данным, 6,1 процента. Где Улюкаев нашел потребительский бум, я не очень понимаю. Тут надо, наоборот, кричать о том, что нам грозит спад как минимум в розничной торговле. А значит…
Отредактировано: 20 января 18:56
Александр Баранов 20 января 19:03
 

Костя, спрос на кредиты не снижается :(((просто в условиях высокой маржи на рынке потребкредитования банки загоняют клиента в кредитную кабалу (потому что менеджеры выдающие кредиты получают вознаграждение от банков, с окученных клиентов).

Костя, когда темпы роста потребрасходов выше уровня инфляции, это в каком-то смысле потребительский бум (население покупает больше чем раньше). Если ты учтешь еще и то, что в инфляции темпы роста по коммуналке превосходили темпы роста цен на основные продукты, то получишь дополнительный прирост потребления.

Спад будет потом… когда банки ограничат кредитование и народ не сможет рефинансировать долг при увеличении объемов долга.

Отредактировано: 20 января 19:07
Константин Угодников 20 января 19:06
 
Саша, твои прогнозы?
Александр Баранов 20 января 19:08
 

Костя, достаточно нефти упасть процентов на 25 с текущих уровней и в России начнется волна финансового кризиса, связанного с непогашением банковских кредитов населением и последующим самосворачиванием разничной торговли…

Подобная волна чревата социальными катаклизмами в отличии от 2008 года — сейчас закредитованность бедного населения по моим оценкам в 2 раза выше чем в 2007 году.

Просто в России все больше и больше населения живет не по средствам… узнай долю иномарок, купленных в кредит, и тебе поплохеет (в регионах это уже критично)…

Отредактировано: 20 января 19:16
Константин Угодников 20 января 19:18
 
Саша, вот они и последствия настоящего потребительского бума, который мы действительно наблюдали в сентябре -декабре 2008 года и в январе 2009-го. Я думаю, мина была заложена именно тогда. Тут, на мой взгляд, надо учитывать еще одно важное обстоятельство — тот потребительский бум стимулировался накачкой экономики за счет средств Стабилизационного фонда.
Александр Баранов 20 января 19:23
 

Костя, в сентябре 2008-январе 2009 бума не было, а было самосворачивание потребительского рынка… Например, к январю 2009 года очереди на иномарки в салонах упали с года до нуля… в феврале 2009 иномарки продавали с диким дисконтом. Ряд ритейлеров прекратили сущестование, ряд разовившись, сменили собственников… не было там бума…

В августе-сентябре 2008 средства Стабфонда были переведны из рублей в валюту (а в это время первые лица страны говорили что девальвации рубля не будет)… в экономику средства Стабфонда с сентябре по декабрь 2008 года вообще не пошли.

Отредактировано: 20 января 19:27
Константин Угодников 20 января 19:26
 
В чем тогда причина нынешней ситуации? Ведь нам рассказывают, что экономика восстановилась после кризиса. А тут вот такая засада. Интересно, какую часть выданных в прошлом году потребкредитов банками можно смело считать токсичными активами? И хватит ли у ЦБ средств для затыкания дыр в банках в случае схлопывания этого рынка?
Александр Баранов 20 января 19:33
 
Костя, причина в том, что в ряде стран были предпосылки для дефляции и только выпрыскивание денег в экономику стимулировало инфляцию близкую к нулю.
В России в услових урепления рубля в первой половине 2011 года возник новый виток потребкредитования на дешевых иностранных кредитов российским банкам… слишком высокая маржа между привлечением и размещением у банков в первом полугодии 2011 года привела лавинообразному росту потребкредитования.... Во втором полгодии 2011 года кончилась лафа с дешевыми иностранными кредитами российским банкам (умные банки это поняли в августе, дураки только в декабре), но население продолжает рефинансировать долг в рублях с увеличением объема долга.
Александр Баранов 20 января 19:35
 

Костя, при текущем уровне долга населения банкам при нефти выше 100 не бойся за долю токсичных кредитов населению (она мала сейчас, зато нетоксичные сейчас очень быстро могут превратиться в токсичные в будущем)....

когда нефть будет ниже 70, тогда будет другая история…

а пока не так все критично

Бедные россияне при падении цен на нефть очень быстро на себе почувствуют невозможность рефинансирования долга.... вот тогда можно будет говорить о новом виде токсичных активов для РФ — не долгах корпораций как в 2008 г. в РФ, а долгах населения… как в 2007–2008 гг. в США и Европе.

Отредактировано: 20 января 19:58
Инна Инна 19 января 16:29
1
 
Кость, ты мне тов.Улюкаева не цитируй, я перестаю хотеть кушать от этого… а отсутствие аппетита меня всегда пугает… правда…